:: Литературная гостиная
Василий Васильевич Ершов - один из рассказов
JS

Сообщений: 12264
Откуда: Эстония
Дата регистрации: 04.09.2000
Почитал его мемуары и перешел к рассказам.

Цитата:
Слушаю Музыку...
Слушаю Музыку...
Не ту, с синкопами и супер-басами, с лазерами и дымом, не ту, которую
"для понятия" дополняют судорожными движениями обнаженных телес...
Я слушаю Бетховена.
Мне 60 лет. Я прожил большую жизнь, знаю ей цену... в свое время отдал
дань и тем синкопам, и бас-гитаре. Всякая музыка была: и благородная медь
духового оркестра, и заволокинская русская гармонь, и студенческая
семиструнка... но и Бетховен.
Ставлю диск Марии Гринберг. "Лунная соната" в ее исполнении звучит
весомо. Так, как она считает, - должно быть. С тяжелым темпераментом мне
вдалбливается правильность. Сердце исполнительницы бьется сильно и ровно.
Где положено, она добросовестно тычет меня носом: вот так! И так! И так!
Метроном бьет в ее сердце.
Ее техника безукоризненна. Ее исполнение - верное. Я получаю добротную
вещь, излучающую тяжелую, но управляемую страсть.
К счастью, у меня есть затертая до дыр старая пластинка Мержанова.
Ставлю наиболее сохранившуюся третью часть той же "Лунной сонаты", и, сквозь
шорох и треск иглы по исцарапанному диску, на меня нисходит Благодать.
Это водопад. Это горный, пенистый, у самого истока, искрящийся ручей.
Это страстное признание в любви чистого, едва оперившегося юноши. Он еще не
совсем понимает, как это - правильно. Он просто дышит, хлебает свежий воздух
юности, задыхается от счастья бытия, и сердце его колотится, и весь он
дрожит и звенит.
Я слушаю, киваю в такт; я весь сжимаюсь в ожидании: вот, вот, сейчас...
Ну! Ну! Ну! И вот он, финал: заплетающимся, но искренним языком меня
убеждает верхняя, вселенская сила, сила бушующей, расцветающей Музыки. Она
нарастает, она кричит, взывает, звенит на верхнем пределе: смотри же - как
прекрасна Жизнь!
Слезы наворачиваются... Может, это плачет вино, выпитое малой толикой,
в одиночестве. Но если вино придает такой прекрасный вкус жизни... то слава
Вину!
Сколько там того вина - не в вине дело. Вино только чуть смочило дорогу
той божественной Музыке, открыло потаенные пути - и она легче затекла в
душу. И душа моя полетела...
Она и сейчас там, в моем Небе, где я прожил 35 лет.
Меня часто спрашивают: а страшно летать?
Летать - это счастье.
Вот у нас, в России, с населением 140 миллионов, летать, со штурвалом в
руках, чувствуя позвоночником, как от малейшего твоего движения под тобой
вспухает могучая подъемная сила, и ты ею управляешь, - такое дано, ну,
тридцати, ну, сорока, ну, может, пятидесяти тысячам человек. Но
по-настоящему, по 30 лет в небе, по 20 тысяч часов... дано только сотням.
И я - один из них. В свои 60 лет, слушая "Лунную Сонату", я
задумываюсь: как прожита жизнь... правильно ли?
Музыка и Полет - мне это открылось. Я не верую в Бога, но в Благодать -
верю. Тот, верхний Разум, то творящее начало, которое должно существовать,
раз о нем столько говорят, - видимо, оно как-то отметило меня. Мне было
позволено отлетать 35 лет без серьезных ошибок. Было открыто понимание сути
Полета - без цифр, формул и графиков - позвоночником. И так же,
позвоночником, я чувствую Музыку.
Если бы я не стал пилотом, может быть, стал бы музыкантом. Но не бывает
на свете так, чтобы два серьезных таланта сосуществовали в одном человеке.
Обычно один большой талант греет под своим крылом несколько талантов
поменьше; так сочный, богатый звук состоит из основного тона и обертонов,
придающих ему неповторимую глубину и насыщенность.
Просто летать... мне было бы скучновато. Я могу писать. Могу худо-бедно
играть на нескольких инструментах. Могу рисовать, петь, танцевать. Могу
построить дом, сложить печь.
Но все это - обертоны. Основной звук в моей жизни - умение пилотировать
тяжелый воздушный корабль с сотней пассажиров за спиной и, главное, научить
этому искусству молодого коллегу. Это мне - дано. И этому Делу отдана жизнь.
Я в этом деле не одинок. Нас тысячи - воздушных ездовых псов,
истоптавших бескрайнее небо.
Старые, седые Псы Неба! Поднимите головы! Видите - в небе розовые
полосы на закате дня? То прокладывают свою небесную тропу Ваши ученики, то
разрывают стылый воздух крылья новых ездовых упряжек. Свежий
семидесятиградусный ветер ледяной струей щекочет им горячие ноздри - о, как
божествен этот запах стратосферы!
Вы им надышались, Вы его нанюхались. Вы набили лапы о небесные
колдобины, натерли холки позолоченным ярмом Службы Полету... Вы сидите на
цепи у ворот - эх, хоть бы разик еще...
А я хочу петь Вам гимн.
Я пою гимн тебе, Летчик. Ты, ломовой, с красными от бессонницы глазами,
с тройным запасом прочности, воздушный извозчик, чей измызганный портфель,
налетавший миллионы километров, достоин постамента, а пожелтевшая от пота
рубашка - музейной витрины... И ты, смелый сокол, Военный летчик, защитник
Отечества, не нужный политикам, выброшенный из Неба, забытый Государством...
Небо у нас одно - небо нашей Родины, и мы знаем его суть как никто.
Братья мои небесные, Вы сейчас не в особом почете - такое время... А Вы
ж положили жизнь на свое Дело. В Вас живет Дух Полета - чувство, недоступное
никому.
В почете нынче другие профессии, другие ценности... не сравнить. Но
совесть моя не позволяет допустить, чтобы Жителя Небес походя оскорбил
нелетающий человек:
"Не делайте из летчиков культа..."
Ну, сделайте культ из эстрадных певцов. Из спортсменов. Из модных
писателей.
А из летчиков... какой уж культ. Что уж там сравнивать. Особенно
подросткам, которые клюют на любую блесну. Когда тысячная толпа истерически
беснуется, рыдает, и пляшет, и давит друг друга - под рев электрической,
фанерной, не нашей музыки, под вихляние кумира на сцене - "Ты моя, моя... я
люблю тебя... я люблю тебя... ты моя, моя..."
Как тут сравнишь: потнючее голубоватое благоухание полуголого мачо на
сцене, в цепях, в рванине, в дыму, в прожекторах, в реве... - и мокрую
задницу навигатора стотонного лайнера, протискивающего машину между башнями
грозовых облаков - в ночи, в зареве молний, в лихорадочном лучике радара, в
звериных объятьях неспокойной, коварной стратосферы, с двумя сотнями живых
душ за спиной. Или перехват нарушителя воздушных границ, с перегрузкой, от
которой челюсть отваливается и сопли фонтаном брызжут из носа, а в глазах
темнеет до того, что взгляд улавливает лишь авиагоризонт в кровавом
тумане...
А ваш кумир... пьяный после гастролей, блюет у меня за спиной. А мои
девчоночки, балансируя на каблуках в болтанку, хлопочут вокруг него и его
бригады, ублажая и исполняя все их прихоти, с улыбкой...
Но они верят в меня. Они верят в тебя, брат мой небесный, Пес Неба,
влекущий крылатую упряжку - они верят в нас всех, одаренных Небесной
Благодатью сотворения Полета, - что мы-то довезем. Довезет Капитан. Довезет
Второй пилот. Довезет Штурман. Довезет Бортинженер. А брат наш, Военный
Летчик - защитит всех.
И Вы, Бортпроводники, довезете Ваших пассажиров. Мы все дружно тащим
наши лямки. Мы все исполним свой долг. Я пою гимн Летающим людям, независимо
от их должности и роли в Небе. Небо одно на всех, и удержаться в нем можно
только, если мы все будем бить в одну точку.
Подними выше голову, седой Пес Неба! Там, в начале розовой полосы
блестит звезда. Эта звезда когда-то взошла над тобой - вспомни, как под ее
прекрасным светом ты мужал, рос, познавал всю красоту и всю свирепость
твоего Неба, как поклялся в душе быть верным ему до конца. И пока еще - не
конец!
Как ты жил... и как вынужден доживать.
Но ведь человек на то и Человек, чтобы жить не так, как диктуют
обстоятельства, а так, как зовет Дух!
Что ж теперь, на земле - и жизни нет?
Да я бы себя уважать перестал, я - Капитан.
Бывают в нашей жизни события, когда мы, старые ветераны, собираемся
вместе. Мы достаем из шкафов старинную, вычищенную форменную одежду. Вновь
на костлявые плечи стариков навешиваются аэрофлотские погоны с золотыми
нашивками. Потертые фуражки с кокардами, с крылатыми серпом и молотом,
прикрывают лысины. На наших форменных кителях редко блеснет
правительственная награда... мы же не знатные шахтеры или доярки... но как
самую дорогую награду Неба привинчиваем мы почетный Знак: "За безаварийный
налет часов" - и внизу планочка с цифрой: у кого 15 тысяч, у кого 17. Редко
у кого больше 20.
Двадцать тысяч часов, проведенных в воздухе! Нам есть что вспомнить.
Что такое - пролетать двадцать тысяч часов?
Это счастье. В полной мере. Несмотря ни на что.
Глядя на Вас, в седине висков, в морщинах вокруг глаз, в "дубах" на
козырьках фуражек - я хочу преклонить колени.
Вы - мои Учителя. Вы - кладезь опыта, на Вас держится Школа. Все что
могли, Вы отдали нам, смене... и смена эта тоже уже в ветеранах.
Если бы собрать весь опыт, все случаи, все события, произошедшие с Вами
в воздухе, осмыслить, переварить - хорошая похлебка получилась бы для
молодых щенков, которые еще только начинают приучаться к лямке.
Ваш опыт, опыт советской школы, намного весомее опыта летчиков
цивилизованных европейских стран. Это примерно как опыт автолюбителя, всю
жизнь проездившего на старой верной "копейке", - против опыта обгоняющего
Вас на трассе - пальцы веером - хозяина навороченного "Мерседеса".
Да разве ж хозяин "Мерседеса" ковырялся когда-нибудь под капотом?
Проволочки прикручивал? Весь его опыт - в том, чтобы набрать по мобильному
телефону номер нужного специалиста. А наш советский, да и раньше Советов,
россиянин, русак, хохол, мордвин, якут - его опыт, опыт выживания в
условиях, где немцу смерть, да еще в небе, где так много непознанного,
непредсказуемого, где, как и сто лет назад, подстерегают неожиданные
опасности, - такой опыт бесценен.
Европеец бы такой опыт скопил и продал, да еще выбрал бы время, когда
товар особенно востребован.
Мы, русские люди (я-то по крови украинец), отличаемся от всего мира
своей непостижимой душой. Нашел ящик водки, продал его ближнему, а деньги
пропил, плача на плече случайного собутыльника, русского человека, у
которого вдруг в резонанс зазвенела струна.
Вот в том резонансе все дело.
Резонанс - это когда внезапно пронзает, что с собой в могилу опыт не
унесешь, а рядом голодный щенок, которого можно этим опытом выкормить и
сделать из него настоящего ездового пса. А как же ж ему только ХОЧЕТСЯ!
Конечно, и среди русского народа встречаются эдакие монстры, что только
под себя гребут... но как-то для нас это не характерно.
Передают по телевизору: вот в Свердловске (был такой город на Урале)
живет знаменитый слесарь, мастер по замкам, мастер из мастеров. Любой сейф
откроет за пару минут. И прозвище поэтому у него - Медвежатник. Всего достиг
своим умом, прямо Левша. А в школе был вечный второгодник. Открылся талант -
стал деньги грести лопатой. Уже старик. Интервью дает...
А вот учеников у него нет. У него принцип: я - достиг, и ты попробуй,
своим умом. А не получится - не обижайся. Мои секреты - это мои секреты.
Ушлый дед.
У него опыт - опыт кастрата. Он бесплоден. Богатый... и несчастный
человек. Кто его вспомнит через пару лет после смерти... так, в узком кругу
за бутылкой.
Если бы мы все были как этот дед, прогресс бы остановился.
К счастью, среди летчиков таких вот медвежатников мало. Работа такая,
что сам, будь ты хоть гений, на современном самолете не полетишь. В процессе
обучения идет рост мастерства помощников. Нас всех соединяет неразрывная
цепь передачи опыта, и коловращением этой цепи движется современная авиация.
Да и любое дело.
Вам, седые ветераны, наш низкий поклон. Вы научили нас так работать в
небе, как дирижер управляет слаженным оркестром. Сколько же труда и терпения
вложено! О чем Вы думали тогда - о своем медвежачьем искусстве или все-таки
о славе Школы?
Вы думали о Музыке жизни. Теперь, на склоне лет, я это понимаю


------------------
Knowledge is better than ignorance!
Website: juri.foxhelp.eu
Ratings: 0 negative/0 positive
Re: Василий Васильевич Ершов - один из рассказов
Shumono

Сообщений: 105
Откуда: Кривой Рог
Дата регистрации: 08.02.2005
Очень сильно. Обязательно почитаю автора. Жаль, что таких людей все меньше.
Ratings: 0 negative/0 positive
Re: Василий Васильевич Ершов - один из рассказов
matod
Автор

Сообщений: 3062
Откуда: Иркутск
Дата регистрации: 31.10.2001
Мне тоже очень понравились его истории. Очень нравится его отношение к делу - не просто "чтобы было", а чтобы было красиво...
Это и в стиле рассказов прослеживается - читать легко и приятно
Ratings: 0 negative/0 positive


Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения в этом форуме.

On-line: 3 (Гостей: 3)

© 2000-2024 Fox Club 
Яндекс.Метрика