:: Курилка
Курсив или кавычки?..
Simple777
Автор

Сообщений: 33855
Дата регистрации: 05.11.2006
Топик вынесен в Курилку из проффорума из темы "Как узнать существование переменной".

akvvohinc
Simple777
Да даже "гений чистой красоты" Пушкину пришлось в кавычки брать

В кавычки эта цитата не заключалась, ее набирали курсивом, что позже привело к современному "бесцитатному" варианту.

Не держал в руках первых изданий. Про кавычки читал в одной из монографий про Пушкина. Там было написано примерно следующее: В первых изданиях (или в первом издании) "гений чистой красоты" заключался в кавычки, поскольку это была прямая цитата из Жуковского. (в скобках задам вопрос - а что было у Пушкина в рукописи - кавычки или курсив?). В дальнейшем кавычки перестали ставить.

И еще вопрос - позволяли ли типографские возможности печатать курсивом в 20-е годы 19 века? Кавычки всяко было проще поставить при типографском наборе.
Ratings: 0 negative/0 positive
Re: Курсив или кавычки?..
sphinx

Сообщений: 31184
Откуда: Каменск-Уральски
Дата регистрации: 22.11.2006
Брат Симпла литературнобородат, надо признать.


------------------
"Veni, vidi, vici!"(с)
Ratings: 0 negative/0 positive
Re: Курсив или кавычки?..
Simple777
Автор

Сообщений: 33855
Дата регистрации: 05.11.2006
Вообще, конечно, вопрос мелкий. Но зная педантизм некоторых, захотелось прояснить этот вопрос. Конечно, кавычки или курсив - ровным счетом ничего не меняет.

Посмотрел по инету - в одном месте пишется (энциклопедия крылатых выражений, кажись), что Пушкин де выделял курсивом в прижизненных изданиях это выражение. Но не очень понятно, как он выделял и где именно. Беловой рукописный оригинал стиха Пушкин отдал Керн. В дальнейшем этот оригинал был утерян. Делал ли еще беловые рукописные оригиналы стиха автор, не знаю.
Но можно предположить, что после первого напечатания стиха в дальнейшем издатели просто перепечатывали стих из первого издания.

Самым достоверным источником в этом вопросе можно было бы признать фотокопию беловой рукописи автора, а также фотокопию первого издания стиха типографским способом.
Ratings: 0 negative/0 positive
Re: Курсив или кавычки?..
sphinx

Сообщений: 31184
Откуда: Каменск-Уральски
Дата регистрации: 22.11.2006
Брат Симпла! Перестань. В твоей эрудиции тут мало кто сомневается, а ежели берешься по делу - то делаешь это качественно, без ненужных портянок.

Это первое.


Второе. Можно приводить ТОННЫ аргументов, что наши Великие поэты/писатели были... (бабниками, др**узями) - НО! Их гениальность останется в сердцах, детишкам нашим запомнятся лучшие произведения.

(В шахматах - так же, кстати. Можно играть, как бог, но будут ли на твоих партиях УЧИТЬСЯ - очень большой вопрос. Я знаю немного за Яновского, с его ПРИНЦИПОМ в шахматной игре. (Надеюсь, Мастер, знает, или освежит в памяти))




------------------
"Veni, vidi, vici!"(с)
Ratings: 2 negative/0 positive
Re: Курсив или кавычки?..
Simple777
Автор

Сообщений: 33855
Дата регистрации: 05.11.2006
Яновский был сильным маэстро, но более известен как соавтор своих великих соперников - чемпионов мира, где победы одерживали как раз чемпионы. [sm128]
Ratings: 0 negative/0 positive
Re: Курсив или кавычки?..
sphinx

Сообщений: 31184
Откуда: Каменск-Уральски
Дата регистрации: 22.11.2006
ТЫ забыл его принцип. "Ничья в шахматах - дикость, ненормальность. Только победа делвает шахматы игрой". И да! Я вырос на книгам русского мастера И.С.Шумова - еще та гроза был мастерам. Великий шахматист! есб

P.S. Яновского я как раз понимаю, хотя он мало что достиг, как и мастер Шумов. Надеюсь, ты меня поймешь.


------------------
"Veni, vidi, vici!"(с)
Ratings: 0 negative/0 positive
Re: Курсив или кавычки?..
Simple777
Автор

Сообщений: 33855
Дата регистрации: 05.11.2006
Цитата:
Ничья в шахматах - дикость, ненормальность. Только победа делает шахматы игрой

Весьма спорный тезис (или принцип). Иная ничья может стоить сотни выигранных партий.
Ratings: 0 negative/0 positive
Re: Курсив или кавычки?..
sphinx

Сообщений: 31184
Откуда: Каменск-Уральски
Дата регистрации: 22.11.2006
Это принцип Яновского. Он и выигрывал у лучших, но больше прославился тем, что играл исключительно на выигрыш, и не достиг РЕЗУЛЬТАТА.

Блиц в нашей компании (по 5 минут). 3 из 10. По времени в лучшей позе проиграл пару партий. Да я и не утверждаю, что в блице силен. Мое мнение - пока чел не будет уверенно играть на урровне 1-го разряда, КМС - нефиг делать в блице, тупо наработок не хватит в области принятия решений.

Возил нормульно, не стыдно.


------------------
"Veni, vidi, vici!"(с)
Ratings: 0 negative/0 positive
Re: Курсив или кавычки?..
Simple777
Автор

Сообщений: 33855
Дата регистрации: 05.11.2006
sphinx
Он и выигрывал у лучших, но больше прославился тем, что играл исключительно на выигрыш, и не достиг РЕЗУЛЬТАТА.

Ничего удивительного. Играть надо не "на выигрыш", а "по позиции". Впрочем, второй чемпион мира Эм. Ласкер был одним из первых, кто придумал играть не "по позиции", а "в соперника".

"Ласкер дошел до пошлых вещей - обкуривает соперников самыми дешевыми сигарами" (О. Бендер)
Ratings: 0 negative/0 positive
Re: Курсив или кавычки?..
sphinx

Сообщений: 31184
Откуда: Каменск-Уральски
Дата регистрации: 22.11.2006
Была партия, когда весы были и туда и сюда.. Я сдвоил ладьи, в 5-минутке не нашел хороших продолжений, даже в чем-то сливался по позе. Но! Успешно маневрировал фигурами, держал слабые позиции рокировки. Одна из партий, где переиграл по времени сам. (до старта положение часов оба соперника проверяли!!"!) Так вот. Я дебют почти с закрытыми глазами шлепал, знаю, что делаю. Даже миттель. Соперник после проигрыша решил проверить, когда у меня флаг упадет. Был явно удивлен.

Да, результата не было, но поиграть интересно, серьезно.


------------------
"Veni, vidi, vici!"(с)
Ratings: 0 negative/0 positive
Re: Курсив или кавычки?..
Crispy

Сообщений: 18571
Дата регистрации: 16.05.2005
Цитата:
В четвертой главе романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" есть такие строки, касающиеся Владимира Ленского и Ольги Лариной:

Уединясь от всех далеко,
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою.

Комментируя эти строки, пушкинисты, как правило, оставляют их без примечаний, по-видимому, считая игру в шахматы в России в начале XIX века само собой разумеющимся занятием.

А ведь это тематически и художественно завершенная миниатюра о шахматах, интересная сама по себе и в то же время органически вплетенная в роман, отображала быт и нравы просвещенного дворянства.

"Уединясь от всех далеко..." Обстановка духовного интима - одна из прелестей шахматного досуга. Тем более для влюбленной пары. Здесь третий - лишний. Здесь партия не терпит комментариев посторонних. Ибо мысли партнеров поглощены не только борьбой фигур на шахматной доске...

Любопытно, что в просторечии у любителей шахмат тогда для обозначения шахматных фигур были в ходу термины, пришедшие с Запада в XVI-XVII веках: "королева", "тура" (или "башня") и "офицер". Однако в только что появившейся на русском языке шахматной литературе к жизни были возвращены старинные названия, употреблявшиеся еще во времена Киевской Руси: "ферзь", "ладья", "слон". Только вместо наименования главной фигуры "царь", по инициативе первого русского шахматного мастера А. Д. Петрова, понимавшего сложность варьирования этим именем даже в шахматах, его авторитетом было упрочено наименование - "король".

Пушкину были ведомы и те и другие названия. Весьма вероятно, что именно знакомство с книгой Петрова "Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечаний на оныя..." - первой фундаментальной работой о шахматах на русском языке, увидевшей свет в Петербурге в начале 1824 года и полученной Пушкиным во время работы над четвертой главой, - послужило импульсом не просто для упоминания о шахматах, а для художественного отображения этой игры в романе. Ведь те строки были написаны в начале 1825 года. Очень может быть, что такое совпадение не случайно.

При жизни Пушкина полное издание "Евгения Онегина" вышло дважды - в 1833 и в конце 1836 года. Из многочисленных последующих изданий прошлого и нынешнего веков, проиллюстрированных художниками, в семи из них были помещены рисунки на шахматную тему. Все эти иллюстрации собрал и опубликовал историк шахмат И. З. Романов (1920-1993).

Каждый из рисунков по-своему любопытен и оригинален. А в целом они составили интересную ветвь художественной шахматной Пушкинианы. И, пожалуй, самое примечательное для них - стремление художника выделить в шахматном поединке роль Ольги, не обозначенной поэтом, но вполне отвечающей духу давней фольклорной и литературной традиции изображения женского превосходства в сражении с представителем сильного пола.

Эта тенденция возобладала и в оригинальных фантазиях петербургского шахматного мастера Ильи Степановича Шумова (1819-1881), создавшего по мотивам "Онегина" чисто шахматное сочинение, доставляющее любителям игры эстетическое удовольствие элегантностью замысла и остроумием. Имя И. С. Шумова появилось на шахматном горизонте России в середине XIX века. И когда в 1851 году по инициативе английского мастера Говарда Стаунтона в Лондоне был устроен первый в истории шахмат международный турнир, то среди приглашенных корифеев значились имена трех русских мастеров: А. Петрова, К. Яниша и их ученика И. Шумова. Однако ни одному из них не довелось по разным причинам участвовать в этом знаменитом состязании.

Яркий след оставил Шумов и в области задачной композиции. Им была издана первая в России книга, посвященная шахматной композиции (Петербург, 1867). А с 1870 года и до конца дней своих он редактировал крупнейший российский шахматный отдел в журнале "Всемирная Иллюстрация". Вести этот отдел он начал уже на склоне лет, проявив замечательный талант журналиста. Пропаганде шахмат служили и сочиненные им изобразительные задачи и задачи-шутки, "литературные партии" со своеобразным юмором.

Пушкинские строки из романа "Евгений Онегин" навеяли Шумову мысль сочинить несколько партий и окончаний, игранных якобы между Ольгой и Ленским. Уже через два месяца после того, как Илья Степанович начал вести шахматный отдел, в марте 1870 года, он заинтриговал читателей журнала следующим сообщением: "Недавно мы были приятно изумлены чрезвычайно интересным открытием: редакция "Всемирной Иллюстрации" получила несколько шахматных партий, игранных слишком сорок лет назад между лицами, изображенными в "Онегине", между Ольгою и Ленским. Очень жаль, что мы не имеем права открыть настоящие фамилии этих любителей. Партии писаны рукою Ольги тем самым обозначением, какое мы употребляем, только по-французски..." Со следующего номера Шумов начал печатать эти партии со своими примечаниями. Вот окончание первой из них, соответствующее замыслу Пушкина:

Ленский - Ольга

На знаменитые строчки романа в стихах "Евгений Онегин" известный русский проблемитист Илья Шумов составил партию Владимир Ленский - Ольга Ларина:

1. e4 e5 2. f4 ef 3. Kf3 g5 4. Cc4 g4 5. 0-0 gf 6. d4 fg 7. C:f7+ Kp:f7 8. Фh5+ Kpe7 9. Л:f4 Kf6 10. Л:f6 Фe8 11. Фh4 d6 12.e5 de 13. de Kpd7

[attachment 29322 chess.php.png]

И Ленский пешкою ладью Берет в рассеянье свою.

14.еf??

Сейчас же заметив свою ошибку, Ленский хотел переменить ход, но Ольга не позволила. Подумав немного, она объявила ему мат в 6 ходов:

14... Сс5+ 15.Кр:g2 Фе2+ 16.Крg3 Сd6+ 17.Сf4 Лg8+ 18.Крh3 Крd8+ 19.Фg4 Ф:g4x.

Любопытно, что по другому источнику, где и была найдена иллюстрация, что выше - мат в 5 ходов:
14... Сс5+ 15. Кр:g2 Фе2+ 16. Крg3 Cd6+ 17.Cf4 Лg8+ 18. Kph3 Фg2#

В других номерах Шумов поместил еще три партии, в каждой из которых начинал Ленский, проявивший знание дебютной теории: в одной разыграна испанская партия ("Дебют Лопеса"), в двух других - королевский гамбит ("Гамбит королевского коня"). Первая партия не завершена в выигранном для белых положении, в других победила Ольга - на 22-м и 15-м ходах. И последовали две остроумные позиции задачного типа, в которых опять-таки превосходной шахматисткой изображена Ольга. Одна названа: "Конец партии между Ольгою и Ленским". Впервые играя в сочинениях Шумова белым цветом, Ольга демонстрирует комбинационные способности и восхищает жениха. Вот "запевка" приведенной позиции:

"Партия была скучная (сицилианский дебют). На 23-м ходу Ленский потерял коня и вообще играл рассеянно. Последний ход был пешкой h7-h5. Теперь играть Ольге, но в это время на одну из не занятых шашками клеток села муха и преспокойно стала чистить свои запыленные крылышки. Ольга загляделась на нее и что-то соображала. Вдруг с веселым смехом говорит Ленскому: "Знаете ли что... хоть это вовсе не женское дело, ну да ничего, на этот раз только... я из мухи сделаю слона, и тогда вам мат в 4 хода". Ленский был восхищен шуткою Ольги..." Далее они затеяли спор, и последовали условия задачи: На какой клетке сидела муха? И как сделать этот мат, поставив на той клетке слона? Разумеется, явление слона считается первым ходом.

[attachment 29323 2.gif]

Решение: муха сидела на клетке а1. После установления на этом месте слона следует играть на цугцванг:

1.Са1 h3 2.Крс1 h4 3.Крb2 Крd4 4.Крb3x!

И уж совсем неожиданным сюрпризом для читателей явилась изобразительная ("скахографическая", по определению Шумова) четырехходовая задача "ее сочинения", где фигуры расставлены в виде креста, - "Памятник Владимиру Ленскому".

[attachment 29324 3.gif]

Мат в 4 хода

1.Крd1 Ф:d6 2.Ке6+ Ф:е6 3.Л:е6 Кр:d3 4.Лс4x

Так в журнале "Всемирная Иллюстрация" за 1870 год (№№ 65-69) И. С. Шумов отметил сорокалетний юбилей завершения Пушкиным "Евгения Онегина". И с тех пор фантазии Шумова беспрестанно кочуют по шахматным весям - журналам и газетным отделам, демонстрируя интерес любителей шахмат к онегинскому эпизоду и к его остроумной шумовской интерпретации.


Подробнее см.: www.nkj.ru (Наука и жизнь, УЕДИНЯСЬ ОТ ВСЕХ ДАЛЕКО...)

ЗЫ: Ага! Иллюстрации в той статье оказывается таки есть! \m/ (подумал уж было, что нет) Качество правда не ахти какого качества. [attachment 29325 bk.gif] Поэтому первую оставляю взятой и другого места, как-то посимпатишнее. Остальных там к сожалению таки не было. [sm128]


------------------
В действительности все иначе, чем на самом деле.
                                      (Антуан де Сент-Экзюпери)




Исправлено 3 раз(а). Последнее : Crispy, 02.05.18 17:38
Ratings: 0 negative/0 positive
Re: Курсив или кавычки?..
Simple777
Автор

Сообщений: 33855
Дата регистрации: 05.11.2006
Царь увидел пред собою
Столик с шахматной доскою.

Вот на шахматную доску
Рать солдатиков из воску
Он расставил в стройный ряд.
Грозно куколки сидят,
Подбоченясь на лошадках,
В коленкоровых перчатках,
В оперенных шишачках,
С палашами на плечах.

Тут лохань перед собою
Приказал налить водою;
Плавать он пустил по ней
Тьму прекрасных кораблей,
Барок, каторог и шлюпок
Из ореховых скорлупок —
А прозрачные ветрильцы
Будто бабочкины крильцы...

Ratings: 0 negative/0 positive


Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения в этом форуме.

On-line: 23 (Гостей: 23)

© 2000-2024 Fox Club 
Яндекс.Метрика